Год педагога и наставника  2023
Год педагога и наставника 2023
Госуслуги. Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нидымская основная школа – детский сад»

Эвенкийского муниципального района

                                                                                                                            Красноярского края

семинар по теме: «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности»

21 сентября 2022 г.

Отчет  семинар  по теме: «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности»

Руководитель подразделение: Ересеева В.И.

Семинар прошел: 21.09.2022г.

Присутствовали: 7 преподавателей ДОУ;

Отсутствующих: нет.

 Доклад читала и показывала презентацию руководитель – подразделение  Ересеева В.И.

Вы знаете, что ФГОС ДО  ориентирован прежде всего на развитие личности ребёнка, а не на его обучение. Основная сверхзадача ФГОС ДО – создание условий для полноценного проживания дошкольного детства и утверждение его самоценности. Это означает максимальное использование тех возможностей, которые предоставляются для развития ребёнка на стадии дошкольного детства, имеющей уникальное значение для развития творческого воображения, любознательности, мотивации познания, коммуникативных способностей. Все эти способности складываются в разных формах детской деятельности: в игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии художественной литературы и сказки и т.д.

Мы очень много говорили об индивидуализации образования. Так что же это такое – индивидуализация (ответы воспитателей)

  • Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается  вклад каждого ребёнка в процесс обучения.
  • Индивидуализация образования – основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей  самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребёнка в учебном процессе. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы  и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы  такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

Во ФГОС ДО сформулированы требования к психолого-педагогическим условиям, среди которых  -

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей во всех видах  деятельности.  Такая позиция отражает уважение педагогов  к достоинству воспитанников, обеспечивает поддержку их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях. Особая роль здесь отводится предоставлению возможности выбора. Это приучает ребёнка принимать решения  в масштабах его детской жизни и, соответственно,  нести за них ответственность.
  •           Необходимым условием для проявления инициативы детей  являетсяэмоциональный комфорт ребёнка, который во многом зависит от контакта с воспитателем. Среди требований к компетентностям педагога – способность обеспечивать эмоциональную поддержку каждого воспитанника; умение создавать условия для позитивных отношений между детьми. Поддержка инициативы детей вовсе не означает устранение педагога от детей и от педагогического процесса. Воспитатель должен не руководить, не давать инструкции, а оказывать не дерективнуюпомощь  в свободной игре детей, стимулировать их самостоятельность  и активность в разных видах деятельности. Для этого иногда бывает достаточно самому начать  какую-либо увлекательную деятельность: рисовать красками, вырезать салфетки, делать корзиночки и пр. или начать игру с одним ребёнком – другие, несомненно, сами присоединятся к ней. Задача воспитателя вызвать интерес детей к какой-либо деятельности, а значит,  желание заниматься ею.  Именно желание, т.е. мотивация, лежит в основе всякой инициативы.
  • Важным условием поддержки инициативы детей является  предметно-пространственная среда. Она должна обеспечивать материалы  и оборудование  для всех видов детской деятельности, включая игровую, познавательную, исследовательскую и двигательную активность, экспериментирование с доступными  детям материалами (в том числе с песком и водой). Кроме того, что предметно-пространственная среда должна быть безопасной, она ещё должна быть трансформируемой (т.е. предполагать возможность изменений), полифункциональной (т.е. допускать возможность  различного использования имеющихся материалов), вариативной и, главное, - доступной для детей.

 

Одним из основных принципов дошкольного развития выступает поддержка детей  в различных видах деятельности через самостоятельность и инициативность, которые проявляются как в свободной деятельности, так и организованной: самообслуживание и бытовой труд, продуктивная деятельность, самоорганизация, коммуникация и т.д.

Стимулируя развитие самостоятельности и инициативности, мы показываем новые возможности детям через самооценку и самоконтроль, раскрываем успешную перспективу не только в школе, но и на протяжении всей жизни.  Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок был счастливым. А счастье – это ощущение успешности собственной жизни. Кто-то сказал, что «Успех рождает будущее». И это несомненно.

Самоорганизация и самоконтоль ещё одно звено в цепочке формирования самостоятельности. Педагогам при помощи организации развивающей среды необходимо распознать возрастные проявления  самостоятельности, поскольку  готовность к ней выражается у детей по- разному.  Самостоятельность процесс очень сложный. Это не только умение выполнять какое-либо действие без помощи взрослого, но в большей степени умение ставить и реализовывать цели.

Говоря о поддержке детской самостоятельности, нужно отметить, что при её формировании необходимо решать некоторые задачи:

  • Развивать самостоятельность в познавательной, игровой деятельности, любознательность, умение овладевать знаниями, формировать свою точку зрения;
  •  Учить самостоятельно применять полученные знания;
  • Классифицировать различные виды игр для формирования самостоятельности;
  • Помогать в постановке и реализации цели, планировании действий, соотношении полученной и поставленной цели.

 

Поскольку игра ведущая деятельность дошкольников, значит, что она так же выступает средством  обучения самостоятельности. В новом обществе появляется и новый формат игр, которые не просто доставляют удовольствие, но и заставляют думать, позволяют провести эксперимент, опыт, проверить свои догадки, сделать вывод, дают научные знания об окружающем. Такие игры способствуют развитию любознательности, пытливости ума, позволяют самоутвердиться, воспитывают лидерские качества, развивают мышление, самостоятельность, интерес.

Создание различных ситуаций в  игровой деятельности дошкольников  способствует проявлению самостоятельности.