Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.
Были проведены для воспитанников ЛОЛ следующие игры:
Игра 1 «Большое и маленькое «Нет!» ,Игра 2. «Незнакомец», Игра 3. «Один дома», Игра 4. «Телефонный звонок». Раскажем боле подробно о самых запоминающихся играх:
Игра 5. «Подкуп»
В ходе игры сориентировали детей: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. В ходе игры детей научили различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги».
Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место.
Правило: Ничего не брать у незнакомца! Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать». (Сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Игра 6. «Машина»
В данной игре очень братили внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»: Когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как объяснили детям это правило, было проведено практическое задание. Воспитатель попросил каждого из детей показать это расстояние. Спросили у детей, почему небезопасно подходить ближе.
Следующее правило: Не садиться в машину! Проиграли все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложилие детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле.
Например, взрослый может сказать:
- что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;
- что мама или папа попросили подвезти куда-либо;
- что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка;
- или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.
В ход игры включили следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину.
Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.
Игра 7. «Защита»
Перед тем, как начать игру, детям воспитатель с вожатым рассказали о том, что подобных ситуаций следует избегать и не давать преступнику возможность совершить преступление. Но, если вдруг ребенок оказался в этой ситуации, ему необходимо научиться безопасной стратегии поведения: спасать себя, не теряться, привлекать внимание окружающих и быть решительным. Часто у детей в группе складывается мнение о том, что они якобы в состоянии справиться со взрослым с помощью приемов, шокеров, газовых баллончиков и т.д. В таких случаях, перед вами стоит задача – убедить их, что в данной ситуации необходимо бороться и не сдаваться, не только применяя приемы, которые не всегда могут помочь (взрослый сильнее), а вести себя так, чтобы привлечь внимание окружающих как можно быстрее. В проигрывании ситуации преследования, ребенок должен сначала убедиться в том, что его действительно преследуют (оглянуться, перейти на другую сторону, ускорить шаг) и тогда действовать: убегать в безопасное место, привлекать к себе внимание окружающих и т.д. Если незнакомец угрожает оружием, тогда оказывать сопротивление нельзя. Возможно, следует действовать хитростью. Если сразу не получается, то надо ждать удобного момента, когда незнакомец потеряет бдительность. Такой момент обязательно представится.