27 декабря 2019 г.
Отчет
школьной библиотеки МКОУ Нидымская ОШ
за 1-2 четверть 2019 года
Работа библиотеки велась в соответствии с утвержденным календарным планом. Так в течении 1- 2 четверти были проведены следующие мероприятия:
1. Выставка учебников и изданий по школьной программе для учащихся «Звени, звонок веселый!»(03.09.2019 72 чел.)
Вниманию учащихся и преподавателей представлена выставка
учебников и изданийпо различным отраслям знаний, помогающая в образовательном процессе (взято 7 DVD-дисков)
2. Обработка и выдача поступившей учебной литературы.
3. Отбор и подготовка учебной литературы к списанию.
4. Списаниеустаревшей литературы.
5. Подписание контрактов (получение учебной литературы).
6. .Игра-квест к Международному дню распространения грамотности
( 12.09.2019г.)
8 сентября весь мир отмечает Международный день грамотности. Этому дню было посвящено мероприятие, в котором приняли участие учащиеся школы с 6 по 9 класс, педагоги в количестве 20 чел. (в т.ч. дети- 10 чел.,
молодежь- 6 чел., взр.- 4 чел.)
Игра-квест началась словами из стихотворения «Выучи русский язык»:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
К участию были приглашены дети и взрослые в помощь им.
Каждой команде предлагалось по 9 слов, в которых необходимо было расставить ударения.
В задании №2 дети выбирали правильные словосочетания из предложенного списка, а болельщики предлагали объяснение и исправление одного неправильного словосочетания (балл присуждался команде).
Третье задание помогло определить, насколько дети знают этимологию слов (т.е. их происхождение)..
Четвёртое задание: «Закончи пословицу».
Пятое задание: дети должны были из предложенных слов образовать формы имен существительных
Задание 6: дети определяли, сколько глаголов в четверостишии Э. Успенского?
Только мама за порог,
Малыши с кровати скок,
Стулья хвать, подушки хвать
И давай воевать!
Задание 7: дети показывали на портрете девушки в полный рост части тела, заменив устаревшие слова современными.
В последнем задание (8) нужно было правильно ответить на вопросы о самом коротком слове в русском языке, состоящем из одной буквы и о 2 самых «длинных» словах в русском языке, состоящих из 24 букв.
Победитель не был выявлен, т. к. каждый из участников допустил ошибки.
Завершилось мероприятие словами поэта В. Шефнера об удивительной силе, который очень ярко сказал в своем стихотворении «Слова»:
Много слов на земле. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова словно раны, слова словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова «Родина, верность, свобода и честь».
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни,
И не делай их слугами в мелком быту-
7. Рейд «Живи, книга», цель которого -обеспечить сохранность учебного фонда проводился в период с 01.10-25.10.2019.
Обучающиеся 1-9 классов и классные руководители были заранее оповещены о сроках проведения рейда.
Были определены критерии проверки: наличие оберток у учебников, закладок, наличие фамилии и имени владельца учебника, ремонт учебников.
В результате рейда было выявлено, что 80% учебников приведены в надлежащий вид.
Хочется отметить обучающихся 3 класса, которыми были выполнены все мероприятия по сохранности учебников.
8. Викторина «Правовой лабиринт» 21.10.2019 г.,
(20 ноября - Всемирный день ребенка)
целью которой сталопознакомить учащихся с основными документами; «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка», отражающих права ребенка в обществе,закрепление детьми знаний конвенции о правах детей.
В мероприятии приняли участие обучащиеся МКОУ НОШ с 1-4 кл, учителя (всего- 25 чел., в т.ч. дети- 22 чел., молодежь- 3 чел.)
Мероприятие прошло в форме беседы-викторины и посвящено Всемирному дню прав ребенка. Вниманию детей была представлена презентация«Детям о правах детей»,выставка с демонстрационным материалом «Права детей».
Дети вспомнили Конвенцию о правах детей и основные права. Ребята приняли участие в игровой викторине. Дети смогли закрепить свои знания о своих правах, ответив на вопросы викторины «Правовой лабиринт», с разбором различных ситуаций с личным участием. Давали оценку ситуациям и своему поведению. Какие права они использовали? Чьи права они нарушили? Какие обязанности не выполнили? Было подчеркнуто, что, кроме прав, дети еще имеют и обязанности. Дети достаточно хорошо знают свои права, и не очень – обязанности, на что было обращено внимание библиотекаря.
Завершилось мероприятие подведением итогов того, что дети узнали на мероприятии. На вопрос «Полезно ли детям знать свои права?», дети ответили положительно.
9. Занятие по информационной культуре 22.10.2019 г.
Экскурсия «Библиотека. Или город твоих друзей», цель которой познакомить с библиотекой, обобщить и систематизировать библиографические знания (учащиеся1-4 классов)
Обучающиеся начальных классов совершили путешествие по библиотеке. С помощью презентации узнали, что означает слово «библиотека», познакомились с некоторыми библиотечными терминами: «читальный зал», «каталоги», «книжный формуляр», узнали, кто такие читатели, для чего стеллажи.
Также они познакомились с правилами пользования библиотекой, правилами обращения с книгой, правилами поведения в библиотеке.познакомились с книжными выставками, с периодическими изданиями. Узнали, как можно выбрать книгу, познакомились с видами информации. Узнали, как можно отличить библиотечную книгу от домашней (по печати и номеру).
Подробно остановились на элементах книги. Дети, выбрав книги, самостоятельно поработали с книгой: по иллюстрации определяли, о чем книга; называли автора и название книги, место рождения книги, год ее выпуска (по титульному листу). Дети отгадывали загадки о библиотеке, закрепив полученные знания.
10. Литературная встреча «А он встаёт над волнами забвенья…»
(к 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) 25.10.2019
(Учащиеся 5-9 классов, учителя-предметники.Всего – 22 чел, в. т.ч. – дети -12 чел., мол.- 9 чел., взр.- 1 чел.)
Целью данного мероприятия стало обобщение и систематизация знаний по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова.
В честь 205-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова совместно с учителем литературы и русского языкаСлепчуговой Е.Н.было проведено мероприятие и интеллектуальная викторина «Своя игра», в которой приняли участие учащиеся 5-9 классов.
Мероприятие открыла Елена Николаевна с рассказа о биографии и творчестве поэта. Все сопровождалось чтением стихов и показом презентации.
Далее ребята поделились на две команды. Интеллектуальную викторину, построенную по замыслу телевизионной игры «Своя игра», провела Токарева И.К. Были представлены следующие категории:«Биография М.Ю. Лермонтова», «Из каких произведений эти строки», «Кот в мешке», «Кто из героев Лермонтова», «Ребусы». Дети охотно выбирали категории и соответствующее количество баллов за правильный ответ.
В конце мероприятия педагог-библиотекарь Токарева И.К. представила иллюстративную книговыставку«А он встаёт над волнами забвенья…», посвященную жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова с разделами: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена..», «Неповторимый мир поэта».
Победителям интеллектуальной игры были вручены сладкие призы.
Мероприятие показало то, что дети хорошо знают произведения, изученные в школе. Однако то, что дается помимо школьной программы, показывает низкий уровень начитанности обучающихся.
11. Квест-игра «Путешествие по Книжному океану» 25.10.2019
Книговыставка «Книжный океан»
Информация об участниках: обучающиеся 1-9 классов, учителя, родители.
Цель: привлечение детей и молодёжи нового поколения к чтению.
Научить:
- выполнять поиск необходимой информации,
-работать с информационными ресурсами,
-находить полезную информацию и применять её.
-пользоваться библиотекой,
познакомить с расположением отделов, размещением справочно-библиографического аппарата.
Задачи:
- содействие повышению общего образовательного и культурного уровня пользователей;
- развитие информационной культуры;
- привлечение внимания читателей к библиотеке;
- повышение интереса к чтению у детей и подростков.
Мероприятие прошло в красочно оформленном в морском стиле зале:
сцена украшена сетью с обитателями моря; в центре расположена карта морского маршрута, а чуть поодаль – сундук с сокровищами.
Ведущая – педагог – библиотекарь Ида Киделовна поздравила учащихся и преподавателей с Международным днем школьных библиотек и пригласила всех присутствующих принять участие в квест-игре «Путешествие по Книжному океану».
Для начала была проведена проверка на готовность служения делу морскому. Дети отвечали на вопросы, и те из них, которые получили наибольшее количество пиастр, и стали участниками необычного морского путешествия.
И вот под командованием морского капитана (Голод Ж.В.) команда, состоящая из 6 матросов, на библиокораблеотправляется внеобычное путешествие - в морской круиз по Книжному океану с посещением островов, полуостровов и архипелагов, конечная остановка которого - Остров Сокровищ, на котором, как говорят, ещё в стародавние времена пираты зарыли клад. На каждой остановке участникам предстояли серьёзные испытания, в конце которых ребята за правильные ответы получали заветное слово из высказывания известного учёного и золотые пиастры.
Так, ребятапосетили Остров Всезнаек,выполнивзадание: подобрав к словам из левой колонки соответствующие слова из правой колонки. С заданиями они справились на «отлично» и получили первую часть из цитаты - по волнам времени.
На Острове Воспоминаний среди буквенной путаницы ребята нашли фамилии писателей, творчество которых посвящено Эвенкии, или в чьих произведениях упоминалась Эвенкия. За правильно выполненное задание им вручено слово из цитаты - свой драгоценный.
А на Архипелаге Маленьких книголюбов в бутылке, прибитой морской волной к берегу, путешественники нашли послание Робинзона Крузо, который просил помочь ему выбраться с Необитаемого острова. Ребята помогли герою Д. Дефо выбраться из беды, разгадав загадки, а затем из первых букв отгаданных слов сложив новое слово (КНИГА), за что им была вручена очередная фраза из предложения - и бережно несущие.
В своем необычном путешествие ребята посетилиОстров Гармонии-этот удивительный остров, на котором живут искусство, талант, дарование, увлечение, хобби… Этот необыкновенный остров приготовил для любителей приключений книжные выставки и выставки-инсталляции с подсказками, которые помогли в выполнении следующего задания. Ребята называли авторов картин и названия самих картин, которые были предложены их вниманию.А так как ребята хорошо справились с заданиями, то получили очередное слово из предложения - странствующие.
Следующую высадку совершили на Острове фразеологизмов. На этом острове ребята определяли значение фразеологизмов, распределив их по столбикам: характер человека, время, пространство, количество
и давали объяснение выражениям, за что и получили карточку со словом труд.
По пути следования юным искателям приключений попалсяОстров Золотоискателей. Только вот золота что-то не видно! На что ведущая ответила, что золото - это книги! Ещё Сергей Вавилов говорил: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». На этом Острове, жители его - библиографы, разыскивают крупинки самых лучших произведений в Гималаях книг, выявляя самое интересное и нужное. Библиографию еще называют Якорем надежды. В предложенном задании «Подбери пару»ребятак фамилиям писателей, расположенным в левой колонке, подбирали пару - название произведения из правой колонки, которое написал этот писатель. Участники получили следующие слова из фразы - Книги - корабли мысли.
А вот и Остров Книжных Джунглей.На этом острове ребята решили кроссворд и нашли ключевые слова - ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ и получили слова из фразы - от поколения к поколению.
И вот конечная остановка необычного путешествия - Остров сокровищ, финальное задание которого: из всех полученных карточек со словами составить предложение.При помощи подсказки ведущей о том, что каждая карточка окрашена в определённый цвет соответственно цветам радуги, участники квеста составили фразу великого ученого Ф. Бэкона: «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный труд от поколения к поколению». Так участники необычного путешествия и нашли клад.
Победительницей квест – игры стала ученица 7 класса Чапогир Раиса, которой была вручена Грамота в номинации«Квест-интеллектуал», также грамоты получили: Антоненко Алиса – ученица 7 класса и Красноштанова Рада – ученица 6 класса в номинации«Читатель-энциклопедист», среди зрителей победителем в номинации«Ума - палата» стал ученик 4 класса Антоненко Артем; благодарности за участие получили: Янушкевич Иван – учащийся 9 класса, Габдулхаев Николай – учащийся 5 класса и Коваленко Вадим – учащийся 2 класса.
Данное мероприятие показало, что дети недостаточно внимания уделяют чтению книг, а также показало, что такие мероприятия способствует развитию личностных качеств пользователей, таких как внимание, память, скорость и логика мышления, навыков командной работы, вызывают массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников.
12. Немтушкинские чтения: 31.10.2019 г.
Цель: популяризациятворческого наследия и актуализация творчества эвенкийского писателя А. Н. Немтушкина среди обучающихся и населения поселка
Участниками чтений стали обучающиеся 1-9 классов, учителя, жители поселка. (Всего – 54 чел., в т.ч. дети - 30 чел.. молодежь - 14 чел., взр.- 10 чел.)
В актовом зале школы прошли Немтушинские чтения, посвященные 80-летнему юбилею эвенкийского писателя, поэта, публициста, сценариста А.Н. Немтушкина, чье имя хорошо известно не только в Красноярском крае, но и за его пределами. Чтения организованы МБУК Эвенкийской централизованной библиотечной системой.
Сцена украшена красочным баннером, на котором на фоне солнца изображены олени, чум, и на котором большими буквами написано «Немтушкинские чтения». Здесь же на сцене расположилось оленеводческое стойбище с чумом, оленем. В чуме горит костер. Над костром висит котел с варевом. В стороне от чума сушатся рыбацкие сети.
В зале на стене размещен портрет писателя с датами жизни и смерти. Под портретом размещены рисунки детей к произведениям писателя. Вниманию участников чтений представленакниговыставка с произведениями АлитетаНемтушкина.
Педагог – библиотекарь И.К. Токарева представила презентацию, посвященную жизни и творчеству А. Н. Немтушкина. ИдаКиделовна обратила внимание присутствующих на выставку книг, героями которых стали эвенки - оленеводы, охотники, рыболовы – люди, живущие в единстве с природой. Представленные произведения позволяют читателям лучше понять помыслы и чаяния эвенков, чьим ярким представителем был АлитетНемтушкин.
Затем ИдаКиделовнапредставила слово ученику 4 класса Антоненко Артему, который очень проникновенно прочел «Песнопенье шаманки Сынкоик» из книги«Метки на оленьем ухе». Организатор досуговой деятельности «МБУК ЭРКДЦ» СДК п. Нидым Коваленко Л. Н. прочла стихотворение «Плач бабушки Кукоки» из этой же книги. Жителю поселка Нидым Яну Андреевичу Межанц, который был репрессирован, посвящен рассказ «На ветрах Нидымкана» из книги «Олень любит соль», который прочла ученица 8 класса Маймага Александра. ИдаКиделовна дополнила рассказ своими воспоминаниями о Яне АдреевичеМежанц. Учитель русского языка и литературы Слепчугова Е. Н. прочла рассказ «Олень любит соль» из одноименной книги писателя. Стихотворение «Мне сейчас бы надо в Токму» из книги «Курится чум – мой отчий дом», в котором описывается желание писателя посетить Токму- отчие места, где «..все там дорого и свято..» прочла ученица 7 класса Чустугешева Диана. А ученица 7 класса Чапогир Раиса прочла стихотворение «Тура моя», о поселке, ставшем для писателя «...матерью, … отцом..». Все выступающие были одеты в национальные костюмы.
ИдаКиделовна еще раз наполнила о том, что произведения А. Н. Немтушкина – это нить, соединяющая прошлые и будущие поколения малочисленного кочевого народа, а его творчество – это самосознание эвенкийского народа. Завершилось мероприятие словами Р. Саковой кандидата филологических наук, члена Совета писателей России: «Эвенки уходят», но с нами остаются книги А.Н. Немтушкина. Слово поэта может стать «утешением» народа». ИдаКиделовна еще раз призвала присутствующих, как можно чаще обращаться к творчеству АлитетаНемтушкина.
Всем участникам чтений были вручены благодарственные письма и наборы сувенирной продукции.
Библиотекарь-педагог: Токарева И.К.