11 ноября 2020 г.
Учащиеся 4 класса собрались в музыкальном классе. Учитель музыки зашел в класс в русском народном костюме, поприветствовала ребят и пригласила в актовый зал. Под музыку (припев «Ярмарки краски» исполнитель В. Леонтьев) дети вошли в актовый зал.
На экране иллюстрация картины Нагорнова Владислава Анатольевича
«Ярмарка».
- Ребята. Сегодня у нас необычный урок, урок-игра, урок-путешествие.
Итак, мы с вами отправляемся на ярмарку.
Зал украшен в атмосфере «Ярмарка», с прилавками для торговли овощей, фруктов, бубликов, игрушек, сувениров.
Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, детям было предложено выполнить следующее задание:
1ученик - продает вкусные сушки, баранки, бублики. Подумай, как ты будешь зазывать покупателей. (На столе стоит самовар, а на нем ожерелье из сушек, выпечка, фрукты и овощи в корзинках)
2 ученик - продаете сказочных птиц, сундук деревянный. (На столе – изделия народных промыслов).
3 ученик - продаете детские игрушки.
Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, несговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас! сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте! сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)
Дети-продавцы с удовольствием включились в игру, а дети-покупатели рассматривали, интересовались товаром и конечно «покупали» товар хваленный.
На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили! (На экране изображение скоморохов)
Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он
пел, танцевал, шутил со всеми.
Кто этот герой? - дети ответили - конечно, Скоморох.
Разыграли сценку: ученики поочерёдно одевали колпак Скомороха и громко, с выражением читали слова:
Поближе подходите
Глаза получше протрите!
У нас тут уйма идей
Для взрослых и для детей.
И у нас сегодня много идей и затей.
А теперь послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)
Дети при помощи учителя сопоставили образ Петрушки композитора и тот, который получился удетей, когда они изображали скомороха (смотрели на экране фрагмент из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского).
Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.
Вспомнили, как дети наперебой расхваливали свой товар, добавили выкрики скоморохов – и получили этот шумный образ.
Следующим этапом урока было пение частушек, дети с удовольствием, весело, задорно спели и даже пританцовывали.
Наш Петрушка-затейник принес огромный мешок, без вас открывать запретил, что в мешке – не сказал, вам загадку загадал.
«Дорог этот предмет к обеду», — гласит русская пословица.
Этот предмет - самый практичный из всех столовых приборов.
Он изготавливается из золота, серебра, дерева и т.д.
Этот предмет иногда украшают росписью.
Часто его используют для декора помещений, то есть для украшения.
А также этот предмет используют как музыкальный инструмент.
Что находится в мешке?
Конечно, деревянные ложки.
Дети достали деревянные ложки, а еще там оказались трещотки, бубен.
Ложки – это ударный инструмент, они издают хлопающий звук.
Давайте попробуем взять в руку ложку. Для это покажите мне ладонь правой руки. (я также показываю им свою ладонь).
Указательным пальцем я прижимаю черенок ложки (я показываю) Повторяйте за мной.
Посмотрите на свою ложку. Углубление черпака смотрит как раз на меня.
Держим первую ложку.
Вторую ложку мы зажимаем остальными тремя пальцами (я показываю ребятам). Черпаки смотрят в разные стороны.
Очень сильно не зажимайте ложки, иначе никакого музыкального звука мы не получим.
Держим 2 ложки.
А теперь ударяем о левую ладонь 2 ложками. Мы услышим красивый звук.
Пробуем все вместе.
Заиграла русская плясовая и дети стали играть на музыкальных инструментах.
Пришла пора нам с ярмаркой прощаться
И ей мы до свиданья говорим.
За добрый смех и за участье
Друг друга мы благодарим!
Домашнее задание было следующее: воплотить в рисунке свои эмоции и впечатления от полученных на уроке.
Учитель Голод Ж.В.